1

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Полет чайки

Полет чайки

Остальные фотографии на Я.Фотках

Цветы бывают разными

одуванчик

Остальные фотографии на Я.Фотках

Информация для правообладателей

 Все материалы использованные на сайте предоставленны с целью ознакомления. Администрация сайта не извлекает никакой выгоды из размещения данных материалов. Если Вы считаете, что Ваши авторские права нарушены администрация уберёт соответсвующие материалы по вашему требованию. Однако, мы предпочли бы рассмотреть другие варианты сотрудничества, как то размещение ссылок на ваши ресурсы, особенно на ресурсы позволяющие приобрести, ваши материалы на легальных бумажных носителях. Мы с удовольствием рассмотрим любые другие формы сотрудничества, кроме платного размещения материалов, так как наш ресурс не является коммерческим и никакая выгода от размещения материалов не получается.

 

 

Яндекс.Метрика

2

Дорога в Сердце Гор

дорога в Шамбалу

Остальные фотографии на Я.Фотках

Солнце в небе и в воде

Солнце над городом

Остальные фотографии на Я.Фотках

Кадры одного дня

Кадры одного дня 2

Остальные фотографии на Я.Фотках

3

Вы можете также ознакомиться с материалами:на сайте Кима Майклса по адресу www.askrealjesus.com (на английском языке)на сайте www.universalpath.org (на русском языке)




 ШРИПУНЬДЖА «ИНТЕРВЬЮ»    ОГЛАВЛЕНИЕ 

Предисловие    ......................................................................................7

Об интервьюерах................................................................................15

 Интервью X. В. Л. Пуньджа.................................................................................21

Дэвид Годмен Прыжок в Вечность..........................................................................107

Кэтрин Ингрем (Лакхнау, 1992 г.) Кто вопрошает?.................................................................................123

Вэс Нискер «Здесь и сейчас» в Лакхнау.............................................................137

Шанти Дэви Вокзал — не дом................................................................................143

Мадхукар Нет вопросов, нет ответов...............................................................165

Генпер Риттер (Лакхнау, 1993) Кто Вы?...............................................................................................189

Джефф Грипвельд (Лакхнау, 1993) Нырнуть в Неведомое…………......................................................223

Рон Старк и Генри Баер (Нью-Дели, 1990) Никогда ничего не было…………………………………..............251

Чоки Ньима Ринпоче (Катманду, 1993) Нет учителя, нет ученика, нет учения..........................................265

Рама Кравел (Лакхнау, 1993) Пребудь в безмолвии..........................................................................315

Дэвид Годмен (Лакхнау, Ботанический сад, 1993)       

    Дэвид Годмен последние семнадцать лет живет и рабо¬тает в Индии, в ашраме Шри Раманы Махарши. Он со¬ставил и отредактировал сборник « Будь тем , кто ты есть» (Be As You Are) — одно из популярнейших изложений учения Шри Раманы, а также написал книгу «Я не ум, а "Я". Жизнь и учение Шри Лакшманы Свами и Шри Шарады». Кэтрин Ингрем является автором книг «По стопам Ганди» и «Путешествие домой». Госпожа Ингрем с 1974 года занимается медитацией «випассана»; в 1976 году она стала соучредителем Общества интуитивной медитации в Берре (Массачусетс). В январе 1992 г. она встретилась в Лакхнау с Пуньджаджи и на протяжении последую¬щих шести недель брала у него эти интервью, которые первоначально были опубликованы (в несколько ином виде) «Журналом йоги» (сентябрь-октябрь 1992 г.). Вэс Нискер — известный на побережье Сан-Францис¬ко радиожурналист. Он ведет семинары по «безумной мудрости» и является автором книг «Безумная муд¬рость» и «Тысячелетие и я» (квазиавтобиографическая история жизни в субкультурах Америки). Вэс редакти¬рует буддийский журнал «Вопрошающий ум», где в 1992 г. была опубликована полная версия этих ин¬тервью. К медитации «випассана» приступил в 1970 г. Интервью были взяты в Лакхнау, в феврале 1992 г. 

Шанти Дэви родилась во Франции. Постранствовав по Африке, она остановилась в самой южной точке этого континента, где провела десять лет. Теперь она живет в Лакхнау. Геннер Риттер — психотерапевт, доктор медицины. Он возглавляет центр Падма в Штутгарте (Германия) и про¬водит семинары и тренинги на самые разные темы. Джефф Гринвельд является автором книг «Соседи мис¬тера Раджи. Письма из Непала» и «Шоппинт для Будд». Его статьи публикуются в «Вашингтон пост», «Журнале Нью Эйдж», «Всемирном ревью» и многих других жур-налах и газетах. Живет Джефф в Оклахоме (Кали¬форния). Рон Старк и Генри Баер — дантисты из Калифорнии, анимающиеся медитацией «випассана». Интервью бы¬ло взято ими у Пуньджаджи в Нью-Дели в 1990 г. Чоки Ньима Ринпоче обучает в Катманду жителей Запа¬да тибетскому буддизму. Его считают тулку — воплоще¬нием ламы, который на протяжении ряда жизней ус¬пешно проповедовалдхарму". Является автором книг «Союз Махамудры и Дзогчена» и «Руководство по бардо». Беседа состоялась в Непале, в монастыре Ка-Ньин Шедруп-Линг. Рама Кравел учился в Сиракузах и в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США). Получив диплом ма¬гистра классической филологии, он отправился в па¬ломничество по Индии. С 1974 по 197S г. жил как садху, изучая санскрит и индийскую философию. В это время он посещал священные места и встречался со многими святыми. В 1990 г. Рама вернулся в Индию и теперь вместе с женой Бхакти живет в Лакхнау. Супруги учатся в местном университете.  

  Эта глава взята из книги Дэвида Годмена «Сила присутствия». Хотя повествование ведется от первого лица, написал рассказ не Пападжи. Но он проверил записи Дэвида и подтвердил достоверность изложенных в них событий.   X. В. Л. Пунъджа Дэвид Годмен    

  Моим наиболее ярким детским воспоминанием является поразительное событие, случившиеся со мной в восьмилетнем возрасте.Шел 1919 год. Британцы, одержав победу в Первой мировой войне, распустили всех школьников на каникулы, чтобы дети в течение месяца могли участвовать в праздновании (они даже раздали нам специально отче-каненные значки). Жили мы тогда в Фейсалабаде — в той части Пенджаба, что впоследствии отошла к Пакистану. Мама решила, что внеочередные каникулы будут замечательной возможностью посетить родных в Лахоре. Должно быть, все это происходило летом, так как я хорошо помню, что как раз наступил сезон манго.Вечером, когда мы сидели в лахорском доме наших родственников, кто-то стал готовить на всех молоко с миндалем и манго. Все дети любят этот вкусный напиток, но когда мне протянули стакан, я его не взял. Я не имел ничего против предложенного лакомства, но на меня накатила волна такого покоя и счастья, что я не мог реагировать на внешние события. Мое оцепенение встревожило мать и ее родственниц. Всполошившиеся женщины столпились вокруг меня, пытаясь понять, что случилось и что со мной делать. Мои глаза были закрыты. Хотя я не мог отвечать на вопросы родных, я слышал все, что они говорили, и в моем сознании фиксировались все их попытки вывести меня из ступора. Они трясли меня, шлепали по лицу, щипали за щеки. Некоторые даже подбрасывали меня в воздух, но я физически никак на это не реагировал. Я не упрямился — просто внутреннее переживание было настолько сильным, что парализовало мою способность реагировать на внешние раздражители. Около часа жен¬щины делали все, что приходило им на ум, стараясь вер¬нуть меня в обычное состояние, но тщетно.Я не был болен, раньше со мной ничего подобного не происходило, и непосредственно перед инцидентом в моем организме не наблюдалось никаких необычных симптомов. Так как все случилось неожиданно, так как это было впервые и так как я, сколько меня ни трясли, не приходил в себя, родные решили, что в меня внезап¬но вселился злой дух.В те дни простой человек не имел возможности обра¬титься к терапевту или психиатру. Если случалось нечто подобное, было принято направлять пострадавшего в местную мечеть, чтобы мулла изгнал бесов. Мы водили к мулле даже своих буйволиц, если те заболевали илипереставали давать молоко, — считалось, что экзорцизм и мантры как-то помогут.Итак, хотя моя семья исповедовала индуизм, меня доставили в мечеть и показали мулле. Он что-то бормотал, размахивая надо мной металлическими клещами (таким был стандартный ритуал экзорцизма). Потом мулла в свойственной ему оптимистичной манере за¬явил, что скоро со мной все будет в порядке. Но его старания привести меня в обычное состояние оказались такими же безрезультатными, как и предшествовавшие им попытки моих родных. Меня, все еще парализован¬ного, принесли домой и уложили в постель. Целых два дня я оставался в этом состоянии покоя, счастья и бла¬женства; я не мог ни с кем общаться, но осознавал все происходящее вокруг.По прошествии двух дней мои глаза открылись. Ма¬ма (пылкая сторонница Кришна-бхакти") подошла и спросила: «Ты видел Кришну?» (Заметив, что я очень счастлив, она отказалась от первоначального предполо¬жения об одержимости и решила, что мне были ниспос¬ланы мистические переживания, связанные с Божест¬вом, которому она поклонялась.) «Нет, — ответил я. — Я просто был очень счастлив, и это все, что я могу сказать». Я так же мало понимал, что со мной произошло, как и мои близкие. Я не знал, что внезапно одарило меня сильнейшим и парализующим счастьем.Мать продолжала расспрашивать меня, и я сказал: «Было огромное счастье, огромный покой, огромная красота — такие большие, что я не могу о них расска¬зать». В действительности это было непосредственным восприятием истинного «Я», о котором я еще ничего не знал. Прошло много лет, прежде чем я осознал, что со мной тогда случилось.Моей маме не хотелось отказываться от своего пред¬положения. Она принесла картинку с изображенным на ней Кришной-ребенком: «Ты видел что-нибудь по¬хожее?» И опять я ответил: «Нет, не видел».В нашем доме мать пела Кришна-бхаджаны. Замуж она вышла в шестнадцать лет, а меня родила в восемнад¬цать. Когда происходили описываемые события, она была еще молодой. Многие люди приходили к нам на бхаджаны, привлеченные не только чудесным голосом матери, но и ее редкой красотой.Хотя мамино предположение не соответствовало мо¬ему непосредственному опыту, она каким-то образом убедила меня, что ощущение счастья является результа¬том прикосновения к Кришне. Она старалась сделать из меня бхакта Кришны и говорила, что если я буду меди¬тировать на Кришну и повторять Его имя, то мои переживания рано или поздно повторятся. Для меня это бы¬ло очень весомым аргументом. С тех самых пор, как мои глаза открылись и я вышел из ступора, меня не покидало сильнейшее желание вновь ощутить испытанное однаж¬ды блаженство. Так как я не знал никаких иных спосо¬бов вернуть его, я последовал совету матери и стал по¬клоняться Кришне. Мама обучила меня тонкостям всех ритуалов и культовых церемоний. Вскоре во мне разви¬лось сильное чувство любви к образу Кришны. Я быстро забыл, что стал бхактом только чтобы вернуть то состо¬яние, в котором пребывал два дня. Я был настолько оча-рован Кришной, так влюблен в Его облик, что любовь к Нему вытеснила желание возвратиться к переживанию счастья.Особенно меня привлекало изображение Кришны в виде ребенка — то самое, которое мать показала мне после того, как я вышел из оцепенения. Лицо маленько¬го Кришны казалось мне таким неописуемо прекрас¬ным, таким магнетически-притягательным, что мне бы¬ло совсем нетрудно направить на Него всю свою любовь и преданность. Я настолько погрузился в бхакти, что Кришна стал являться мне — в том же образе, что на картинке. Он постоянно приходил ко мне по вечерам, играл со мной и даже пытался спать в моей кровати.В то время я был совершенно невинным; я не пони¬мал, что имею дело с одним из величайших Божеств индуизма и что некоторые бхакты Кришны всю жизнь поклонялись своему Господу в надежде удостоиться Его мимолетного взгляда. По наивности я думал, что для Кришны вполне естественно приходить в мою спальню и играть со мной.Его физическое тело было таким же реальным, как мое (я мог прикоснуться к Нему), но часто Кришна яв¬лялся мне в более тонкой форме. Я видел Его, даже когда укрывался одеялом с головой. И когда я закрывал глаза, передо мной все равно стоял образ Кришны. Этот Кришна был чрезвычайно игривым. Он появлялся после того, как я ложился в постель, и Его неистощимые вы¬думки и проказы прогоняли от меня всякий сон. Когда ощущение новизны Его визитов слегка ослабло, я по¬чувствовал, что посещения Кришны несколько обреме¬нительны — Он не давал мне спать даже тогда, когда я был сильно уставшим. Обдумывая, как удалить Его из детской, я решил, что было бы неплохо послать Его к моей матери. Я знал, что она пылко предана Кришне и будет счастлива, если увидит Его.Как-то я спросил Кришну: «Почему бы Тебе не пой¬ти спать к моей маме? Ты не даешь мне уснуть. Иди лучше к ней». Но общество моей матери Кришну, по-ви¬димому, не привлекало. Он ни разу не уходил взглянуть на нее, предпочитая проводить время со мной.Как-то вечером мама подслушала нашу беседу и спросила:—  С кем ты разговариваешь?—  С твоим Кришной, — нашелся я. — Он беспоко¬ит меня по ночам и не дает спать. Я вижу Его даже сзакрытыми глазами — иногда даже отчетливее, чем с открытыми. Порой я накрываюсь одеялом с головой, но все равно вижу Его. Он всегда хочет спать в моей крова¬ти, но, пока Он здесь, я не могу уснуть.Мать вошла в комнату, но Кришну не увидела. За все время посещений Кришной нашего дома она так ни разу и не смогла посмотреть на Него.Когда Кришны не было, мне всегда хотелось Его уви¬деть. Мне очень хотелось встретиться с Ним и поиграть. Единственной проблемой было то, что часто Он заста¬вал меня набегавшимся за день до усталости, не желаю-щим ничего, кроме сна.Кришна приходил не каждый вечер: иногда я Его видел, а иногда — нет. Я никогда не сомневался в Его реальности; у меня и мысли не было о том, что это ка¬кое-то видение. Как-то я даже отправил Ему почтовую открытку, в которой описал, насколько сильно я Его люблю. Я бросил открытку в почтовый ящик и ничуть не удивился, когда почтальон принес от Кришны ответ — со всеми марками и почтовыми штемпелями. Кришна был для меня настолько реальным, что переписываться с Ним казалось вполне естественным делом.Приход Кришны в мою жизнь повлек за собой поте¬рю интереса к учебе. Я сидел в классе, делая вид, будто внимательно слушаю, но мои сердце и ум были с Криш¬ной. Иногда изнутри поднимались волны блаженства; я растворялся в переживаниях и терял контакт с внешним миром.      С тех пор как я впервые ощутил неописуемое внут¬реннее блаженство, во мне всегда присутствовало стремление найти Бога. Внутренняя жажда постоянно заставляла меня подсознательно искать выхода этим чувствам. Например, когда мне было около одиннадца¬ти лет, наш дом посетила группа садху'. Меня сразу же потянуло к ним, и я попытался присоединиться к их группе. Я сказал: «Мои родители умерли. Не позаботи¬тесь ли вы обо мне?» Они согласились, и я вместе с ними ушел километров на двенадцать от города. Ничего не знавшие родители несколько дней лихорадочно искали меня повсюду. В конце концов им кто-то сказал, что ребенка видели с этими садху, и родители добрались до нашего лагеря.Помню, как отец, найдя меня, все повторял: «Я ду¬мал, ты потерялся! Я думал, что ты потерялся!»Я же нисколько не раскаивался в своем приклю¬чении: «Как я мог потеряться? Что я, буйвол, чтобы по¬теряться и не знать, где нахожусь? Я всегда знаю, где я». Я совершенно не понимал беспокойства родителей и не был благодарен им за заботу обо мне. Присоединившись к садху, я просто пытался утолить свою жажду общения с Богом. Я зашел настолько далеко, что сказал отцу: «За¬чем вам было искать меня и почему ты не хочешь оста-вить меня с Богом?» Отец, естественно, не позволил мнеостаться там. Он высказал садху все, что думал об их безответственном поведении, и забрал меня в город.Мои одноклассники воплощали свои фантазии, иг¬рая в войну или воображая себя известными спортсме¬нами или правителями. В отличие от них мне хотелось имитировать садху. Я ничего не знал о внутренней жиз¬ни таких людей и вполне довольствовался внешним подражанием. Особенно мне запомнился день, когда я решил изображать нагого садху и уговорил участвовать в этой игре свою сестру. Мы разделись, обсыпались дре¬весной золой (вместо вибхути"*) и сели, скрестив ноги, у костра, разведенного нами в саду. Это был максимум того, что мы могли сделать, — о медитации и йоге мы ничего не знали. Когда один из соседей случайно увидел за забором обсыпанную пеплом голую девочку, он, яс¬ное дело, был шокирован. Нам же (из-за абсолютной невинности) даже в голову не пришло, что девочкам не следует выходить из дому без одежды. Сосед позвал на¬шу мать, и игра была резко прекращена.Следующее мое выдающееся духовное приключение имело место, когда мне было около тринадцати лет. На¬чалось все с того, что в школьном учебнике истории я увидел изображение Будды. Картинка иллюстрировала тот период его биографии, когда он пытался жить, съедая за день лишь одно зернышко риса. Лицо его было прекрасным, но тело — сущий скелет, лишь кожа да кости. Хотя я ничего не знал об учении Будды, сам он мне сразу же очень понравился. Просто я полюбил его чудесное лицо и решил, что должен стараться подражать Пробужденному. На картинках Будда медитировал под деревом. Но я в то время не знал, что он медитирует; я даже не знал, что такое медитация. Поэтому я решил: «И я так могу. Я сяду, скрестив ноги, под деревом и уподоб¬люсь Будде». Я стал сидеть со скрещенными ногами под розовым кустом, росшим в нашем саду, и чувствовал себя счастливым оттого, что моя жизнь начинает соот-ветствовать идеалам той личности, которую я полюбил.Чтобы добиться еще большего сходства, я решил превратить свое тело в такой же скелет, как на картинке. У нас дома было заведено, что дети брали у матери на кухне сервированный поднос и шли есть в детскую или в сад. Это позволило мне освободиться от еды: когда никто не видел, я выходил на улицу и отдавал все соба¬кам. Через какое-то время я вообще перестал есть. Я так похудел, что мои ребра выпирали из-под кожи, как у Будды. Это меня очень радовало, и я гордился новым состоянием своего тела. Особенно счастлив я был, когда одноклассники, обратив внимание на мою худобу, про-звали меня Буддой.Отец работал на железной дороге. В то время он был станционным смотрителем в Балучистане, далеко от дома, поэтому мы редко видели его —в основном когда он приезжал в отпуск. Где-то через месяц от начала моего поста он в очередной раз приехал домой и был поражен, как я похудел за время его отсутствия. Он стал таскать меня по докторам, требуя, чтобы они определили, что со мной случилось. Никто не заподозрил, что я умышленно голодаю. Один врач сказал: «Он такой худой потому, что очень быстро растет. Хорошо кормите его, давайте по¬больше молока и сухофруктов».Мать последовала советам эскулапов, слегка допол¬нив их предписания — она каждый день говорила мне: «Ешь больше масла, ешь больше масла». Уличные двор¬няжки толстели и очень радовались изменениям в моем рационе.Учебник истории, в котором я увидел изображение Будды, был простым пособием для детей. В нем приво¬дились основные биографические факты, но концепции медитации и просветления не были адекватно объясне¬ны. Очевидно автор не думал, что эти чрезвычайно важ¬ные моменты могут заинтересовать детей. Так что я ос¬тавался в полном неведении о том, что Будда делал под деревом и в чем величие достигнутой им цели. Тем не менее он мне чрезвычайно нравился, и я продолжал ста¬раться максимально походить на него.В книге я прочел, что Будда носил оранжевую одежду и что он просил пожертвования, ходя от двери к двери с чашей для подаяний. Я решил, что при некоторой изоб¬ретательности смогу скопировать эти особенности. У моей матери было белое сари, которое показалось мне идеальным материалом для изготовления буддийс¬кой рясы. Тайком я стащил сари и покрасил его охрой в цвет одежд Будды. Я обернул ткань вокруг себя так, как считал правильным, и стал играть в нищенствующего монаха. С чашкой для подаяния я ходил по улицам Фей-салабада, прося милостыню. Прежде чем вернуться до¬мой, я переодевался в обычную одежду, а оранжевое сари прятал в бумажный пакет, который лежал у меня среди учебников. Мне казалось, что там его никто не увидит.Один из моих друзей узнал, что я делаю, и сказал мне: «Это тебе просто так не сойдет. Кто-нибудь опозна¬ет тебя и расскажет твоим родным». Будучи уверенным, что смогу делать все тайно, я ответил: «Твои родители знают меня. Я переоденусь и пойду просить милостыню к вам. Если я обману твоих родителей, значит, смогу обмануть кого угодно».Я замотался в сари, для пущей маскировки измазал лицо пеплом, взял чашу для пожертвований и отправил¬ся к ним домой. Было около восьми часов вечера, так что сумерки способствовали сохранению моего инкогнито. У двери я стал взывать: «Бхикша! Бхикша!» (прежде я слышал такой призыв от садху). До сих пор по голосу меня никто не узнавал, поэтому я не старался изме¬нить его.Подруга моей матери подошла к двери, не подавая виду, что я ей знаком, и пригласила войти: «Свамиджи, бабаджи, войдите и поешьте». Я вошел вслед за ней, играя назначенную себе роль: «Дочь моя, — сказал я (хотя был младше ее лет на тридцать), — у тебя будут дети и ты получишь много денег». Я слышал, что свами именно так благословляют женщин. Большинство пред¬ставительниц прекрасной половины человечества хотят иметь деньги и сыновей, поэтому бродячие свами не ску¬пятся на подобные обещания, надеясь получить взамен хороший прием и вкусную еду.Тут она рассмеялась, отстранила мою чашу и сказала, что сразу узнала меня; «Вид у тебя — что надо, но голос очень уж знакомый». Потом она позвала мужа и объяс¬нила ему, что происходит. Он с пренебрежением сказал мне: «Да каждый узнал бы тебя! Притворность твоего нищенства в любом случае быстро бы раскусили». Тут засмеялся я, так как днем просил подаяние в его лавке и получил от него медную пайсу". Я показал ему эту мо¬нету. Он несколько смутился: «Должно быть, я был за¬нят разговором с покупателями. Наверное, я дал тебе пайсу не глядя». «Нет, неправда, — ответил я. — Вы видели меня очень хорошо. Собирая пожертвования, я прошел мимо вашей лавки. Вы увидели меня, окликну¬ли и дали денежку прямо в руку. Я так хорошо замаскировался, что могу продолжать это занятие до тех пор,пока не заговорю с кем-то, способным узнать меня поголосу».Супругов позабавило мое шутовство. Они не знали, что я, нарядившись в измятое крашеное сари, откалы¬ваю такие шутки регулярно, поэтому ничего не сказали моим родителям, и я мог продолжать свою эпопею пере-воплощения.У моей матери было всего три сари. Вскоре после того, как я взял белое, она постирала два других и стала искать третье, чтобы надеть на себя. Понятно, что найти его она так и не смогла. Меня она ни о чем не спраши-вала: я не был девочкой, и она даже не допускала мысли, что пропажа сари как-то связана со мной. В конце кон¬цов она решила, что, должно быть, дала его дхоби*,кото¬рый потерял его или забыл вернуть.Мое превращение в Будду вступило в завершающую стадию, когда я узнал, что он проповедовал в многолюд¬ных местах. Информация о новой грани его жизни при¬вела меня в возбуждение — мне захотелось подражать ему и в этом. Я ничего не знал о буддизме, но отсутствие знаний не казалось мне препятствием для начала про¬поведи.В центре нашего города стояла башня с часами. Рядом с ней возвышалась платформа, с которой местные политики обращались с речами к народу. Это был самый центр Фейсалабада; именно здесь начинались все доро¬ги, ведущие к другим городам. Я привычно нарядился, уверенно поднялся по ступенькам и начал свою первую публичную речь. Трудно сказать, о чем я говорил, —во всяком случае, не о буддизме, о котором мне абсолютно ничего не было известно. Но помню, что говорил я очень прочувствованно и убежденно. Я обращался к прохожим с большим воодушевлением, периодически вздымая руки к небу и поднимая палец, когда хотел под-черкнуть важность сказанного (в жестикуляции я подра¬жал политикам, выступления которых мне случалось видеть).Я решил, что моя карьера оратора началась успешно и что мною сделан еще один шаг на пути к имитации всех аспектов жизни Будды. При случае я старался хо¬дить к башне и произнес там немало проповедей. К не¬счастью, Фейсалабад был небольшим городком; рано или поздно меня должны были узнать. Не удивительно, что однажды меня засек сосед и рассказал о моих про¬делках матери. Вначале она отнеслась к сообщению скептически: «Вряд ли это был он. Откуда ему взять оранжевую одежду?» Но потом она вспомнила о пропав¬шем сари, пошла к шкафу, в котором у меня лежали учебники, и нашла бумажный пакет. Игра закончи¬лась — находка вдребезги разбила мою карьеру «буддо-подражателя».Этот абсурдный, но забавный эпизод своего детства я теперь считаю отражением тогдашнего состояния моей психики. Я страстно стремился к Богу, но мог напра¬вить свое стремление лишь на известные мне образы божеств. Нечто во мне чувствовало божественность Буд¬ды, и мои наивные детские попытки идти по его стопам были просто проявлением жгучего желания найти Бога. Я не озорничал —поступать так меня побуждала некая сила. Всплыли какие-то старые санскары", подталкиваю¬щие меня к Реальности, к истинному «Я». Все это было попыткой найти способ вернуться в пережитое однажды состояние счастья и покоя, которые были опознаны мной как моя внутренняя реальность.Мама не очень рассердилась на меня. Мы всегда хо¬рошо понимали друг друга, и она смогла увидеть комизм ситуации. Так как она родила меня очень молодой, на¬ши отношения скорее походили на отношения брата и сестры, а не сына и матери. Мы вместе играли, пели и танцевали, и часто даже спали в одной кровати.Я уже упоминал, что моя мать была пылкой последо¬вательницей Кришна-бхакти. Надо также отметить, что у нее был гуру — известный учитель веданты", хорошо знавший множество философских трактатов и весьма авторитетно разъяснявший их на лекциях. Его излюб¬ленным текстом был «Вичара-сагар» индийского свято-*       Санскары — отпечатавшиеся в подсознании впечатления прошлых жизней, ответственные за желания и склонности индивида в новомучение, изложенноего Нишчаладаса. Моя мама могла с чувством цитиро¬вать большие отрывки из данного произведения. Много лет спустя, познакомившись со Шри Раманой Махар-ши, я узнал, что ему тоже нравится эта книга и что он даже сделал краткую ее тамильскую версию, назвав пе¬ревод «Вичарамани-мала».Мама заучила со слов гуру множество санскритских шок (стихов), которые повторяла в разное время суток. Традиционная ведантийская садхана" осуществляется посредством отрицания ложного и отождествления с ис¬тинным.  Садхак повторяет ту или иную махавакью"" (медитируя на ее смысл) — например, «Я есмъ Брах-ман» — или старается разрушить отождествление с те¬лом, повторяя (и стараясь добиться соответствующего ощущения): «Я —не тело; я —не кожа; я —не кровь» и т. д. Смысл в том, чтобы создать такое обрамление ума, которое убеждало бы человека, что его истинная приро¬да — это «Я», а не ошибочное отождествление с телом.      Моя мать часто повторяла все эти стихи типа «я — не...», которые казались мне очень смешными. В сердце я был бхактом. Я признавал любую садхану, порождаю¬щую любовь к Богу и преданность Ему, но не видел смысла в бесконечном механическом перечислении то¬го, чем человек не является. Принимая душ, мама по¬вторяла нараспев: «Я — не моча; я — не экскременты: я —не желчь» и т. п. Для меня это было слишком. Од¬нажды я крикнул: «Что ты там делаешь — моешься или чистишь туалет?» Это так рассмешило мою мать, что она перестала повторять и засмеялась".Мамин гуру посоветовал мне записаться в местную библиотеку, в которой имелся хороший набор духовных книг. Я стал читать трактаты по веданте и книги индийс¬ких святых. Именно в этой библиотеке я познакомился с «Йога-васиштхой»" —книгой, которая всегда радова¬ла меня. Однажды я попытался взять книгу о Свами Раматиртхе —индийском святом, который в двадцать с чем-то лет ушел отшельником в Гималаи и погиб там в тридцатичетырехлетнем возрасте. У меня были особые основания прочесть эту книгу: Раматиртха был старшим братом моей матери и мне хотелось узнать о нем по¬больше.Библиотекарь следил за направлением моих книж¬ных штудий со все возрастающей настороженностью. В среднем классе индийского общества довольно распро¬странено проявление умеренного интереса к духовнос¬ти, но когда интерес начинает перерастать в наважде¬ние, внутренние «тормоза» отказывают. Благонамерен¬ный библиотекарь, очевидно, решил, что я отношусь к религии слишком серьезно и могу закончить так же, как мой дядя. Многие семьи горевали, когда их молодые родственники уходили из дома, становясь садху и от¬правляясь странствовать по Гималаям. Библиотекарь из самых лучших побуждений не дал мне этой книги. Поз¬же он отправился к моей матери, чтобы предупредить ее о моем нездоровом (с его точки зрения) интересе к мис¬тицизму. Мама не прислушалась к его предупреждени¬ям. В центре ее собственной жизни находилась садхана, поэтому она была рада, что сын проявляет сходные на-клонности.Гуру моей матери очень симпатизировал мне. Он ре¬комендовал мне читать определенные книги и часто да¬вал духовные советы. У гуру был земельный участок и целое стадо коров, так что в то время, когда он не был занят духовным наставничеством, ему приходилось за¬ботиться о хозяйстве. Однажды он удивил маму, сказав: «Отдай мне твоего сына. Я сделаю его своим наследни¬ком и духовным преемником. После смерти вся моя собственность перейдет к нему. Я буду также заботиться о его духовном развитии, но все это — при одном ус¬ловии: он не должен жениться, должен оставаться брах-мачари*. Если он захочет и ты согласишься, я полностью возьму на себя всю заботу о нем».Мама очень уважала этого человека, но была слиш¬ком привязана ко мне, чтобы согласиться на его предло¬жение. Что касается меня, то я тоже относился к этому гуру с большим уважением. Если бы моя мать согласи-лась, я бы с радостью пошел к нему.Примерно в это же время мать хотела отвести меня к другому свами, чтобы я получил от него особые духов¬ные советы. Эта идея мне не понравилась. Я сказал: «Ес¬ли ты отведешь меня к нему, я сначала проверю, дейс¬твительно ли он победил все страсти. Как только мы придем, я сразу же влеплю ему пощечину. Если он рассердится, значит, не может владеть собой. Если же он останется спокойным, тогда я буду его слушать и выпол¬ню все его указания». Мама знала, что я вполне спосо¬бен на такое. Не желая, чтобы моя непочтительность породила проблемы, она отказалась от своей задумки.Однажды (тогда мне было лет пятнадцать) я зашел в дом друга во время праздника Холи". Его мать угостила меня пакорами, приготовленными для торжества. Я с удовольствием съел две. Они были очень вкусными, и я попросил еще. К моему удивлению, она отказала. Я ви¬дел, что она приготовила очень много пакор и что соби¬рается наделать их еще больше; мне было непонятно, почему она отказывается дать еще парочку. Только по-том я понял, что она положила в пакоры бханг"' и не хотела, чтобы я получил избыточную дозу этого нарко¬тика. В те дни во время праздников листья бханга добав¬ляли в пищу сплошь и рядом. Например, на свадьбе бханг делал людей очень веселыми и разжигал у них ап¬петит. Свадьба —замечательный повод для обжорства.После бханга гости чувствуют волчий голод и могут пол¬ноценно участвовать в празднестве чревоугодия.Я пришел домой и сел ужинать. Моя мать готовила чапати. Я не наелся, хотя съел все, что она приготовила, поэтому попросил добавки. Она сделала еще несколько лепешек, но и они не утолили мой голод. Я ел их по мере приготовления и не мог остановиться, пока не поглотил штук двадцать. Тут мама поняла, что случилось. Она засмеялась и сказала: «Ты ел бханг, да? Кто накормил тебя бхангом?» Я рассказал ей о пакорах, и она опять засмеялась. А я начал понимать, почему мать друга огра¬ничила меня двумя пакорами. Они не только возбудили мой аппетит, но и слегка опьянили меня.В ту ночь мы все спали в одной комнате. Около по¬луночи я встал с постели, сел в падмасану" и громко произнес: «Ты не мой отец! Ты не моя мать!» Затем я погрузился в глубокую медитацию. Родители просну¬лись, но мое поведение их не встревожило; они просто удивились, что съеденный бханг все еще действует на меня.Я просидел с закрытыми глазами часов до трех ночи, когда родители вновь проснулись от странных незнако¬мых звуков, исходивших из моих уст. Они старались разбудить меня, но глубокая медитация и не собиралась прерываться. Мать, решив, что я брежу, потребовала от отца, чтобы тот отправился на поиски врача. Задание не из легких — если учесть, что все происходило среди но¬чи, после праздника. Тем не менее в конце концов ле-карь был приведен.Врач тщательно осматривал меня, а родители ждали в беспокойстве. Я сознавал, что делает врач, слышал реплики взволнованной матери, но не мог выйти из ме¬дитативного состояния и начать вести себя как все люди. Потом врач огласил заключение, к которому пришел. «Поздравляю! — сказал он моим родителям. — У вас очень хороший сын, просто замечательный парень. В его организме нет никаких отклонений от нормы. Он просто погрузился в глубокую медитацию. Через неко¬торое время он естественным образом выйдет из нее и будет совершенно нормальным».Я находился в этом состоянии всю ночь и весь следу¬ющий день. Днем я продолжал издавать странные звуки, которые никто не понимал —до тех пор, пока в дом не зашел местный пандит.Он прислушался к моим сло¬вам, вышел во двор и объявил: «Мальчик произносит санскритские фразы из Яджурведы. Где он ее изучал?»Может быть, я изучал Яджурведу в прошлой жизни, а в то время я знал пенджаби (свой родной язык), урду"" (язык местных мусульман) и немного персидский. Я не знал санскрита и никогда не слышал о Яджурведе. Оче-видно, бханг активизировал ту часть памяти, в которой хранятся знания из прошлых жизней. Как и предсказал врач, я в конце концов вернулся в нормальное — без знания санскрита и Веды — состояние и снова стал жить как прежде.Следующее необычное переживание настигло меня лет в шестнадцать. Я учился в школе имени Свами Даянанды, основавшего в XIX веке индуистское реформа¬торское движение Арья самадж (которое и опекало шко¬лу). Собственно, это был интернат, и я спал в общей спальне с другими ребятами. Было заведено каждое утро садиться во дворе полукругом и слушать молитву, кото¬рая всегда заканчивалась словами Ом шанти шанти («Ом, мир, мир»). Затем на флагшток поднималось зна¬мя с изображенным на нем символом ОМ. Мы все вска¬кивали и восклицали: «Слава дхарме! Слава Матери-Индии! Слава Свами Дая

Создать бесплатный сайт с uCoz